Школьная форма
Решение о введении обязательных для всех учеников школы единых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся было принято Советом МОУ СОШ 2 г.Краснослобоска.
Говоря о требованиях к одежде обучающихся, мы имеем в виду классический стиль одежды. Классический стиль проверен временем и существует как бы вне времени. Он актуален всегда и практически везде уместен. В этом его главное отличие от всех остальных стилей. Чётких возрастных границ классический стиль не имеет и подходит абсолютно всем. Классике свойственны элегантность, подчеркнутая сдержанность и пропорциональность, отсутствие нефункциональных деталей и остромодных элементов.
Прежде всего, она ассоциируется с красотой и гармонией. Классическому стилю в одежде характерно чувство меры во всём: объёме, форме, отделке, цветовой гамме, художественном оформлении и, безусловно, в поведении и манерах. В оформлении классической одежды декоративные элементы практически отсутствуют. Здесь органично сочетаются эстетический и функциональный аспекты. Вещи классического стиля привлекают своим качеством и не бросаются в глаза. Такая одежда создает деловую атмосферу, обязывая к сдержанной манере поведения.

Положение о школьном дресс-коде
Десять доводов "ЗА" школьную форму
  1. Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий
  2. Школьная форма предупреждает возникновение у учащихся психологического дискомфорта перед сверстниками
  3. Единая школьная форма устраняет признаки социального, имущественного и религиозного различия между учащимися, позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде
  4. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность учащемуся ощутить свою причастность к школе
  5. Форма дисциплинирует человека
  6. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде
  7. С введением школьной формы у учащихся, особенно у девушек, уходит проблема «в чем пойти в школу», возникает позитивный настрой, а спокойное состояние активизирует желание учиться
  8. Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать положительные эмоции по поводу своего внешнего вида
  9. Школьная форма, приобретенная в специализированных торговых предприятиях, сертифицирована и соответствует гигиеническим требованиям к детской одежде
  10. Школьная форма экономит деньги родителей
[свернуть]
Зачем нужна сменная обувь
    Более половины старшеклассников считают, что менять обувь необязательно, можно выдержать 6-8 часов времени и в той обуви, в которой пришел в школу. Причин нежелания переобуваться в школе у них несколько, основные из которых: неудобно носить лишний пакет со сменной обувью, тратится много времени на переобувание, можно опоздать на урок, пока меняешь обувь и другие. Несмотря на борьбу учителей и контроль дежурных в школе, многие учащиеся старших классов умудряются пройти в класс, не снимая грязные сапоги и ботинки. Обувь, в которой ребенок ходил по улице, не годится для ношения в школе по нескольким причинам:
    — здоровье школьника зависит от чистоты воздуха в классе, где он проводит большую часть светового дня. Если в классе учащиеся не переобуваются, то содержание частиц пыли в воздухе резко увеличивается. У детей, которые «дышат пылью» ежедневно, возрастает риск развития заболеваний дыхательной системы, возникновения головных болей и снижения иммунитета. От уровня запыленности в классе зависит работоспособность школьника, а значит уровень его успеваемости.
    — в слишком теплой обуви ноги потеют, в результате ребенок испытывает дискомфорт, что мешает ему сосредоточиться и освоить темы на уроках. Во влажной обуви создаются благоприятные условия для развития грибковых заболеваний стоп.
    — тяжелая и неудобная обувь может стать причиной закомплексованности ребенка и деформации костей стопы. Неправильная обувь не дает ребенку чувствовать себя раскованно на переменах, она приводит к отклонению формирования костей и мышц стопы.
    — если сапоги и туфли недешевые, то они быстро износятся и потеряют свой внешний вид.
    Чтобы ребенок захотел переобуваться в школе, родители должны ответственно относиться к выбору сменной обуви. Учащиеся старших классов чаще всего не желают переобуваться по причине того, что считают свою сменную обувь недостаточно модной и стильной. Ношение босоножек и летних туфлей с зауженной носовой частью или на высоком каблуке и толстой подошве не соответствует гигиеническим требованиям к сменной обуви школьника. Вся эта обувь способствует деформации стопы у подростка и приводит к нарушению осанки. Также недопустимо длительное ношение популярных у подростков кроссовок, в них ноги быстро потеют, в результате чего нарушается кровообращение в мышцах и происходит снижение свода стопы.
    Нельзя носить в качестве сменной обуви домашние тапочки, особенно детям младших классов. У домашних тапочек задник очень мягкий и отсутствует ремешок крепления, что может стать причиной травм ребенка и создавать неудобства при движении. Выбирая сменную обувь, прежде всего, необходимо обращать внимание на то, чтобы ребенку нравилось ее одевать и ему должно быть приятно в ней ходить. Для детей старших классов надо покупать новую сменную обувь с учетом их пожеланий, нельзя заставлять их носить в школе старую обувь, которой место на свалке. Какой бы дорогой и модной ни была обувь школьника, выбирая ее, учитывайте существующие требования к сменной обуви:
    1. Сменная обувь должна быть достаточно мягкой и легкой, не стесняющей движения стопы. По возможности надо стараться покупать сменную обувь из натуральной кожи, она хорошо пропускает воздух, в результате чего нога не потеет. Можно выбрать и обувь с тканевым верхом, но с прочным задником и ремешком. Нельзя покупать детям привлекательные дешевые виды обуви из резины и пластика, они не способствуют сохранению здоровья ребенка. Также нельзя носить в школе обувь без задней части, типа сабо. Они спадают с ног в самый неподходящий момент, что может привести к травмам и ушибам.
    2. Подошва у сменной обуви должна быть изготовлена из нескользящего материала, который не пачкает пол. Ребристый рисунок на подошве сменной обуви обязателен, чтобы она не скользила при ходьбе по паркету или линолеуму. Недостаточная гибкость подошвы способствует утомлению мышц, а также при жесткой подошве обувь соскальзывает с пятки. Подошва у сменной обуви должна быть невысокой и достаточно гибкой, но не слишком мягкой и жесткой.
    3. Сменная школьная обувь должна иметь устойчивый каблук. В конструкции детской обуви, за исключением обуви для детей раннего возраста (пинетки), должен быть предусмотрен каблук разной высоты: для дошкольников, а также в домашней (сменной) обуви — 5—10 мм; для младших школьников’—не более 20 мм; для старшей группы школьников — 20—30 мм; для выходной обуви девочек — до 40 мм. Повседневное ношение обуви на высоком каблуке (выше 40 мм) девочками-подростками вредно и недопустимо: происходит уменьшение площади опоры стопы, смещается центр тяжести тела вперед, формируется большой поясничный изгиб, меняется положение таза, изменяется его форма. При ходьбе на высоком каблуке нет достаточной устойчивости, стопа скатывается вперед, пальцы сжимаются, увеличивается нагрузка на передний отдел стопы, что приводит к уплощению свода стопы и деформации пальцев. Ношение обуви на высоких каблуках свыше 2 часов в день приводит к плоскостопию, варикозному расширению вен, нарушению осанки и отклонению большого пальца наружу.
    4. Недопустимо использование для постоянной носки, особенно в помещении, спортивной обуви (кеды, полукеды, кроссовки, спортивные резиновые тапочки и пр.). Это обувь специального назначения, поэтому не может быть рекомендована в качестве сменной обуви.

[свернуть]
Требования к школьным ранцам


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 N 51 (ред. от 28.06.2010) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.7/1.1.1286-03" (вместе с "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ, ТОВАРАМ ДЕТСКОГО АССОРТИМЕНТА И МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ (ИЗДЕЛИЯМ), КОНТАКТИРУЮЩИМ С КОЖЕЙ ЧЕЛОВЕКА. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03")

2.8. Гигиенические требования к портфелям, школьным ранцам и аналогичным изделиям для детей

2.8.1. Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий (далее — изделия) для обучающихся начальных классов должен быть не более 600 — 700 грамм, для обучающихся средних и старших классов — не более 1000 грамм.

2.8.2. Изделия для детей начальных классов должны быть снабжены формоустойчивой спинкой.

2.8.3. Размеры изделий для обучающихся начальных классов должны отвечать требованиям настоящих санитарных правил (таблица 5):

Таблица 5

Требования, предъявляемые к размерам изделий для обучающихся начальных классов

Показатели

Безопасный уровень <*>, мм

Длина (высота)

300 — 360

Высота передней стенки

220 — 260

Ширина

60 — 100

Длина плечевого ремня, не менее

600 — 700

Ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400 — 450 мм), не менее

35 — 40


<*> Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.

2.8.4. Портфели, школьные ранцы и аналогичные изделия для детей должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям настоящих санитарных правил по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим и токсиколого-гигиеническим показателям (пункты 2.8.5 — 2.8.8).

2.8.5. Требования к органолептическим показателям:

интенсивность запаха изделий не должна превышать 2 баллов.

2.8.6. Требования к физико-гигиеническим показателям:

Уровень напряженности электростатического поля на поверхности изделия не должен превышать 15 кВ/м.

2.8.7. Изделия должны отвечать требованиям настоящих санитарных правил по санитарно-химической безопасности (Приложение 5).

2.8.8. Оценка токсиколого-гигиенических показателей изделий проводится по индексу токсичности или по местному кожно-раздражающему действию.

Требования к токсиколого-гигиеническим показателям:

а) соприкасающиеся с кожными покровами учащихся конструктивные элементы изделий не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия;

б) индекс токсичности изделий, определяемый в воздушной среде, должен быть от 80 до 120% включительно. Значение индекса токсичности, определяемого с помощью люминесцентного бактериального теста, должно быть меньше 20%.

Обратите внимание!

  • Безопасность ранца должна быть подтверждена санитарно — эпидемиологическим заключением, выданным уполномоченным органом и утвержденным в установленном порядке.
  • Необходимо  постоянно контролировать содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей.
  • Регулярные контрольные взвешивания ранца с ежедневными учебными комплектами необходимо проводить в течение учебной недели каждой четверти.
  • Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать: для учащихся 1–2 классов – 2, 2 кг, для учащихся 3 – 4 классов – 3, 2 кг.


[свернуть]
Советы врачей


Согласно п.п. 1.3, 1.5, 2.4. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 и статьи 5. Технического регламента следует, что показатели безопасности предметов одежды и принадлежностей к одежде, прочих готовых текстильных изделий для детей и подростков регламентируется с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.

Соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви формирует микроклимат пододежного пространства (температура, влажность, паро-воздухопроницаемость), позволяет одежде обеспечивать субъективные комфортные условия при оптимальных микроклиматических параметрах в помещении образовательного учреждения.

Результаты корреляционного анализа заболеваемости свидетельствуют о наличии прямых, статистически значимых связей между функциональным назначением предметов одежды и ее качественными показателями, с одной стороны, и заболеваниями кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудными заболеваниями (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания) с другой стороны.

Указанные заболевания в структуре общей заболеваемости детей и подростков занимают ведущее ранговое место. Так, на долю болезней кожи и подкожной клетчатки среди детей приходится около 7,0% от всех заболеваний, а в ряде регионов доля кожных заболеваний превышает среднероссийский показатель на 8-12%.

При этом особое место среди заболеваний кожи занимают контактные дерматиты, на долю которых приходится более 20%, и которые обусловлены снижением функционального назначения одежды 1-го и 2-го слоев.

Актуальность школьной формы обусловлена особенностями роста и развития детского организма в этот период. Дети различного возраста имеют особенности организации движения (степень развития мышц, движений и др.), которые оказываю влияние на величины размеров тела детей в динамике. Эргономически совершенная (удобная ребенку в статике и динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана обеспечивать динамический комфорт.

По мнению врачей, пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов. Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. Таким образом, одежда ребенка должна быть прежде всего безопасной для здоровья.

Ношение детьми и подростками головного убора в помещении во время учебных занятий и занятий физической культурой, а также несопряженного по своему функциональному предназначению с оптимальными параметрами окружающей среды и микроклимата является причиной различных заболеваний, а также может снижать зрительную способность ребенка и приводить к негативному изменению угла периферического зрения.

(Информационное письмо НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН (д.м.н. П.И. Храмцов, к.м.н. Н.К.Барсукова, к.б.н. Л.М. Текшева, А.М. Курганский)

Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции для его формирования и сохранения. Нарушение ее строения и функции приводит к формированию плоскостопия. У детей в связи со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов оно встречается довольно часто — в 20-40% случаев. Одним из ведущих факторов риска является нерациональная обувь, в том числе сменная. С учетом длительного использования сменной обуви в образовательных учреждениях особо актуальной эта проблема становится для детских садов и школ.

Плоскостопие у детей связано, как правило, с нарушением рессорной функции стопы, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге и прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль, боль в голени и стопе. У них также нарушается походка. Кроме того, в дальнейшем могут развиться нарушения кровообращения в сосудах нижних конечностей.

Форма стопы влияет также на состояние осанки и позвоночника ребенка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также микротравматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы справа или слева приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза.

Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).

Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на развитие всего детского организма. Поэтому необходимо уделять особое внимание профилактике деформаций стопы, начиная уже с раннего детского возраста.

Выделяют две группы факторов, влияющие на формирование свода стопы: внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др.), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием (избыток массы тела) и состоянием здоровья (частые простудные заболевания, хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки на стопы).

Среди внешних факторов наиболее значимым является влияние нерациональной обуви на формирование стопы. Обувь предохраняет стопу от различных внешних воздействий. В связи с существующими условиями ребенок вынужден длительное время находится в обуви, что противоречит естественному запрограммированному развитию стопы. Вот почему от обуви, особенно ее конструктивных особенностей, во многом зависит развитие и формирование архитектуры стопы.

Для предупреждения негативного влияния нерациональной обуви на стопу необходимо четко соблюдать следующие гигиенические требования:

  • Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы. При этом в носочной части должен быть припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и под влиянием нагрузок во время ходьбы. Если в обуви не будет припуска, то при удлинении стопы пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации.
  • Обувь не должна быть зауженной в носочной части, поскольку приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние — могут появиться потертости, мозоли.
  • Подошва в обуви должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах стопы, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребенка. Слишком мягкая подошва (например, в чешках) также недопустима, так как не предотвращает влияние ударов при ходьбе по полу, жесткому грунту и асфальту на суставы и позвоночник.
  • Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушается сцепление пальцев с опорной поверхностью и нарушается толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утомлению.
  • Важным элементом профилактической сменной обуви является каблук. Наличие каблука и его высота влияют на распределение нагрузки на различные отделы стопы, ее положение, в том числе и на высоту свода. При отсутствии каблука нагрузка на свод увеличивается. При небольшом каблуке свод, наоборот, разгружается за счет перераспределения нагрузки с увеличением ее на передний отдел стопы. Однако каблук не должен быть высоким, поскольку в таком случае нагрузка на передний отдел стопы будет чрезмерной, что приведет к снижению поперечного свода стопы и формированию поперечного плоскостопия.
  • Каблук в детской обуви должен быть обязательно. Он увеличивает свод стопы, повышает его рессорную функцию, защищает пятку от ушибов, смягчает удар пятки о твердую поверхность при ходьбе, повышает износоустойчивость обуви. Высота каблука для дошкольников не должна превышать 5-10 мм, для школьников — 10-20 мм и подростков — 20-30 мм.
  • Детская обувь должна иметь фиксированный задник, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. Деформация же пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а в последствии и плоскостопие (плоско-вальгусные стопы). Наличие фиксированного задника в профилактической сменной обуви для дошкольников является обязательным, в школьной обуви фиксация может быть частичной, в подростковой — наличие фиксированного задника не является строго обязательным.
  • Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок в сменной обуви не способствует устойчивому положению стопы. Кроме того, возрастает угроза травматизации пальцев стопы. Прочная фиксация голеностопного сустава стопы, испытывающего особо высокие нагрузки, должна обеспечивается соответствующими креплениями. Их отсутствие повышает нагрузку на мышцы и связки стопы, что приводит к ослаблению мышц и снижению свода стопы.
  • Конструкция обуви должна обеспечивать оптимальный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства. Повышение температуры способствует расслаблению мышц и, как следствие этого, снижению свода стопы и ее деформации в виде плоскостопия.
  • Использование стелек рекомендуется только при выраженных деформациях стопы с учетом особенностей ее профиля. Стельки должны быть строго индивидуальны и соответствовать рельефу подошвенной части стопы.

 


[свернуть]